Семинар на тему «Личностный
рост учителей. Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
26 марта 2016 года в
ООШ№5 был проведен семинар на тему: «Личностный рост педагогов. Профилактика
эмоционального выгорания педагогов»
Семинар провели
практические психологи Демченко Виктория Анатольевна и Лычман Наталия
Викторовна.
Эмоциональное
выгорание – это своего рода выработанный
личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного
исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная
деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное
выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных
факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия,
ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы,
как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате
педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником
стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и
нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода
перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не
найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед
контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному
истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и
агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления
значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост,
стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает
ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность,
поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,
авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он
знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится.
Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым
новшествам и переменам.
Упражнение » Распределите по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения
социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности;
осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по
степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
— дети
— работа
— муж (жена)
— Я
— друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения
перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными
результатами.
Далее педагогам предлагается упражнение «Калоши
счастья»
Инструкция: «Я хочу предложить вам
поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана
Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее
счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать
людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти
калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его
желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам
обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные
ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации,
предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию
глазами счастливого человека-оптимиста».
Карточки с предложенными ситуациями и
возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»: Директор отчитал Вас за
плохо выполненную работу. • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не
допускать ошибок. • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше. Вам
дали классное руководство над слабыми детьми. • Есть возможность попробовать
свои силы в работе с такими учениками. • Это хорошая возможность освоить новые
методы работы с классом. На работе задержали зарплату. • Можно сэкономить на
чем-то. • Можно теперь сесть на диету. По дороге на работу Вы сломали каблук. •
Хороший повод купить новые сапоги. Большинство Ваших учеников написали
контрольную очень слабо. • Хорошая возможность проанализировать, какой материал
дети недостаточно хорошо усвоили. Вы внезапно заболели. • Хороший повод отдохнуть.
• Заняться наконец-то своим здоровьем. Вас бросил муж. • Теперь не нужно
тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя. •
Больше времени на хобби. Вы попали под сокращение. • Хорошая возможность
заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. • Новый коллектив,
новые перспективы.
Немає коментарів:
Дописати коментар